Ивановская областная газета «Рабочий край», 28 марта 2009 г.
ОЧАРОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВА
Презентация нового диска известного дуэта
В первой аудитории медицинской академии состоялся концерт-презентация нового компакт-диска известного дуэта «Очарование романса» – «О, если б мог выразить в звуке!».
Выразить свои впечатления от этого яркого запоминающегося события в слове тоже непросто. Участники дуэта – люди известные: Мира Шершова – блестящая виолончелистка, заслуженный работник культуры РФ, педагог с многолетним стажем, Александр Сибирев – обладатель чудесного серебристого голоса (и по совместительству – ученой степени!), на протяжении многих лет солист хора Евгения Боброва, лауреат всероссийских и международных конкурсов. М.Шершова и А.Сибирев – обладатели престижной городской премии «Триумф».
Стены знаменитой первой аудитории ИвГМА повидали на своем веку немало выдающихся музыкантов (вместительный зал обладает прекрасной акустикой), но все-таки аудитория продолжает оставаться строгим академическим помещением. Такая, «не от искусства», обстановка вполне могла бы снизить впечатление от чьего-либо выступления, но, когда на сцене появилась Мира Шершова, все обыденное и будничное мгновенно растворилось, возникло волшебное ощущение чуда, праздника, театра.
На этот раз все было как всегда: переполненный зал, ослепительно красивая Мира Наумовна, элегантный Александр, общая приподнятая атмосфера, множество цветов. Звучали в основном хорошо известные старинные романсы. Но, что удивительно, исполнители сумели придать им совершенно новую, особую легкость и прозрачную чистоту. Как это удалось – загадка. Конечно, талант, профессионализм… А может, все дело еще и в уникальной манере исполнения не «от себя», а «о себе», «через себя». Ведь только в этом случае каждая вещь воспринимается слушателями как исповедь и наполняется особым смыслом. Возникает ощущение, что музыканты сумели понять что-то очень важное, глубокое и необходимое всем нам в жизни и делятся этим знанием. И мы с благодарностью принимаем бесценный дар.
Наталия Смольская.
**********************************************************************************************************************
Это - статья из ивановской областной газеты "РАБОЧИЙ КРАЙ" за
22 марта 2003 г.
ВЗАИМНАЯ ЛЮБОВЬ
Господь создал не только небо, землю и человека – он создал звук. И
поселил его между небом и землею, и дал человеку дар слышать его. А
избранным из людей (мало избранных среди званых…) – извлекать звук из
своего сердца, из музыкального инструмента и дарить его другим.
Ее имя – Мира, Мира Наумовна. Мира Наумовна ШЕРШОВА.
…Внук был еще маленьким, годика полтора – два, и однажды она вынесла
из соседней комнаты маленькую виолончель. Провела смычком по струнам –
мальчик удивился, захотел сделать то же самое – потек звук. «Молодец!» –
сказала она. И убрала виолончель. А ребенок остался изумленным, с
неутоленным желанием. Наверное, такие вот мгновения и будят в человеке
жажду открывать новое.
Не перекармливать, останавливаться на самом интересном, чтобы интерес
не угасал, увлекать мягко, по-матерински – педагогические принципы Миры
Наумовны Шершовой, отдавшей музыкальной педагогике долгие годы жизни. Ее
ученикам в музыкальной школе повезло, о чем они могут рассказывать с жаром
или тихо, как о сокровенном: ее портрет в их душах озарен любовью. Спустя
годы приезжают они на ее концерты из других городов, приходят в зал, где она
выступает, с охапками цветов. Они давно осознали, как же им повезло: в их
детской жизни была Мира Наумовна. Педагог, любящий своего ученика, а не
просто «уделяющий ему время», – высшая драгоценность, и эта любовь
формирует в маленьком человеке лучшие его качества. И всегда хочется
вернуться в места, где тебя так искренне любили…
Она создала когда-то (редчайшее дело!) ансамбль виолончелистов из своих
учеников, и бывавший в нашем городе и ее доме Мстислав Ростропович
оставил на оборотной стороне фотографии, запечатлевшей выступление
ансамбля, свой автограф с пожеланиями счастья и успехов.
А на смену сорока годам педагогики пришел исполнительский ренессанс: в
последние пятнадцать лет Мира Наумовна Шершова, освободившись из
«тюрьмы» преподавательского расписания, серьезно занимается собственным
творчеством, активно концертирует. Впрочем, «активно концертирует» – это все
же как-то казенно, особенно в разговоре о таком редкостном человеке… А если
без казенщины?
Она стала мастером, извлекающим из любимого инструмента звуки
невероятной глубины и наполненности – сочные, выразительные. Ее
исполнительство обогатилось оттенками и полутонами, ее виолончель рыдает и
смеется, размышляет и просит не грустить. Мира Наумовна осваивает все новые
и новые музыкальные пространства, постоянно пополняя свой репертуар не
просто красиво звучащими, но и очень сложными в техническом отношении
произведениями.
Она стопроцентный энтузиаст, для которого деньги – что-то такое на
десятом плане. Лишь бы играть – для других, для себя, в любом концертном
зале, для любой аудитории, в любое время… Фанатик музыки, Мира Шершова
живет, чтобы играть, а играя, кажется, совершенно отключается от окружающего
мира, уходя с головой в главный мир своей жизни – мир музыки.
Вокалисты, с которыми она сотрудничает, поражаются деликатности ее
аккомпанемента, музыкантскому и человеческому вниманию, чуткости, умению
держать слушателя в тонусе.
Она самовыражается самоотдаваясь, то есть без остатка отдавая себя и
творчеству, и человеческому общению, – и получает ответную любовь.
Бесконечно добрый, беззлобный, тонкий и тактичный человек, искренне
восхищающийся людьми, не скупящийся на доброе слово и дело, хлебосольный,
гостеприимный – такое встречается не часто. В ее доме редкий день проходит
без гостей, и потрясающие кушанья (еще и кулинарный талант!) отнюдь не
снижают степени задушевности разговоров.
Ее называют «духовным термометром» нашего города, который всегда
показывает очень высокую температуру. Она умеет почувствовать, когда
кому-то из людей тяжело, больно, и деликатно, без демонстративности
поддержать, дать понять человеку, что он нужен другим, что не надо
отчаиваться. Потому, наверное, и она так нужна людям, нужна городу. Без нее
город – сирота…
…Когда эта красивая, аристократичная, исполненная внутреннего
достоинства женщина, в которой нет ни капли превосходства над
окружающими, входит в концертный или выставочный зал, на поэтический
вечер – в качестве слушателя, в качестве зрителя, – все как-то сразу приобретает
другое, более возвышенное качество. Если бы можно было перевести этот
феномен на язык ювелиров, надо было бы сказать: повышается проба
происходящего. И навстречу теплому взгляду Миры Наумовны устремляются
десятки ответных радостных взглядов.
Один из ее главных виолончельных кумиров – Даниил Шафран. Когда-то
он дал такое определение таланту: «Талант – это дар увлекаться и увлекать».
Если нет этого дара, невозможно зажечь, заставить волноваться слушателя. В
этом смысле Мира Шершова – родной по крови Даниилу Шафрану человек.
…В среде музыкантов иногда говорят о коллеге: это не его инструмент,
инструмент его не любит, он не должен на нем играть… Виолончель,
затрагивающая самые тонкие струны человеческой души, любит свою
трепетную хозяйку – Миру Наумовну Шершову, заслуженного работника
культуры России. И любовь эта взаимна и безгранична.
А послезавтра – день рождения, юбилей. И не верится, и верить в цифры не
надо, потому что есть иной отсчет: в творчестве Миры Наумовны становится
все больше светлых красок – значит, это молодость в искусстве.
Татьяна ПОЛОСИНА,
а также:
Елизавета ПЕРСКАЯ,
Галина СОРОКИНА,
Валерия САБУРОВА,
Надежда ЛУКАШЕВИЧ,
Надежда СОЛДАТИКОВА,
Александр КУВШИНОВ
и многие-многие другие.
* * *
А это - статья из "ИВАНОВСКОЙ ГАЗЕТЫ" за 25 марта 2003 г.
Скажу по секрету: за псевдонимом Б.НАДЕЖДИН-МАКСИМОВ лукаво
скрывается кандидат искусствоведения, известный ивановский журналист и
мой давний друг Ян БРУШТЕЙН.
ДАР ТВОРЧЕСТВА И ДОБРОТЫ
Бывают во все времена люди, которые значат для окружающих
значительно больше, чем только как исполнители своего дела. Вокруг них
образуется та аура, тот круг, который притягивает близкие души и дает им
радость и надежду. Если же это человек искусства, все увеличивается стократ. И
дар творчества сочетается с даром доброты, и обогащается им. Для многих в
нашем городе, да и в других тоже центр такого притяжения имеет имя – Мира
Наумовна Шершова.
О своей жизни она рассказывает удивительно. Словно кроме удач и
радостей судьба ничего ей не предлагала. Понимаешь, что так не бывает, что
случались и беды, и испытания, но в том и суть ее душевного склада – мир
прекрасен и добр.
…Она взяла в руки виолончель поздно – 11 лет для музыканта возраст
не первоначальный. Но первая удача – в это время в Иваново два раза в месяц
приезжал лучший по тем временам педагог знаменитого Гнесинского института
Давид Борисович Любкин. Он и стал Первым Учителем в искусстве
виолончели. Музыкальную школу Мира пролетела за три года и сразу поступила
в музыкальное училище. И на первых же летних каникулах произошло
невероятное: в любимом Плесе она познакомилась сразу с тремя величайшими
музыкантами того времени – Давидом Ойстрахом, Львом Обориным и
Святославом Кнушевицким – скрипачом, пианистом и виолончелистом. Это
щедрое общение оставило в душе и судьбе неизгладимый след.
Кнушевицкий попросил ему поиграть. В это время в комнату вошел
Давид Ойстрах, прислушался и воскликнул: «Свет, а у этой девочки хороший
звук!». Великие посоветовали Мире уехать в Москву, в Гнесинское училище, к
Любкину. Это, конечно, не было совпадением. Она, умница, послушалась,
поступила сразу на второй курс. После училища был Институт им.Гнесиных.
Но здесь судьба предложила ей выбор – учиться дальше в Москве или
вслед за мужем уехать в Свердловск.
…Он и сейчас всегда рядом – сдержанный, надежный, элегантный.
Предмет зависти множества женщин. Давид Захарович Рехтер – их с Мирой
Наумовной единый образ разделить невозможно.
После Свердловской консерватории снова было Иваново. Сорок лет она
преподавала в музыкальных школах города. И десять лет всех слышавших
поражал ансамбль виолончелистов, созданный Мирой Шершовой – его уровень
намного превышал требования учебных программ.
Ученики потом поступали в консерватории, а кто не стал
профессиональным музыкантом, выросли хорошими, любящими искусство и
своего педагога людьми.
Именно от них о Мире Шершовой не раз слышал М.Ростропович.
…1976 год. Он приехал в Иваново с концертом в трудное для себя
время: это было последнее выступление перед вынужденной эмиграцией.
Конфликт с брежневской властью был вызван независимостью суждений и
открытой поддержкой Солженицына: Александр Исаевич перед изгнанием из
страны даже жил на даче Ростроповича и Вишневской. Поэтому в Иванове зал
был непривычно пустоват: многие просто побоялись явиться. Мира Наумовна
подошла к нему после блистательного концерта с цветами. Он вгляделся и вдруг
сказал: «Здравствуйте, Мирочка!». Назавтра с радостью пришел в гости.
Олимпиец оказался очень легким, веселым человеком. Даже ел вкусно и весело.
Застолья в хлебосольном доме Миры Наумовны и Давида Захаровича –
тема отдельная и бравурная. Здесь за вкуснейшим столом (одни только
фирменные блинчики дорогого стоят) собираются те самые близкие души,
звучат стихи, романсы, разговоры высокой пробы. Эти встречи все ценят и с
нетерпением ждут.
А теперь скажем о том, что наполнило жизнь Миры Наумовны после
окончания преподавательской карьеры. Работая в музыкальной школе, она,
конечно, выступала в концертах, но слишком много сил отдавалось ученикам.
Завершив эту миссию, всецело посвятила себя виолончели. Концертирует
много, успешно, с наслаждением. Не думая чаще всего об оплате. Каждую
встречу со слушателями воспринимает как подарок судьбы.
Много, очень много занимается. Даже летом, в своем деревенском доме.
Это незабываемое зрелище – Мира Наумовна с виолончелью в саду под
яблоней…
У нее выросли два прекрасных сына. Младший, Марк, однажды написал
стихи, пространность которых не позволяет цитировать целиком. Но несколько
четверостиший приведем:
Тридцатые годы идут в синей блузе,
Геологи лезут в глубины ущелий,
Клепают и пашут в Советском Союзе,
А мама играла на виолончели.
Опущены руки, и подняты флаги,
И снова слышны соловьиные трели,
Солдат расписался уже на Рейхстаге,
А мама играла на виолончели.
………………………………….
Текла Ангара и работали домны,
Про Малую Землю певицы запели,
Советский народ стал еще экономней,
А мама играла на виолончели.
………………………………….
Нас не испугают крылатой ракетой,
Нас не испугают ухабы и мели,
Гори оно все, но пускай будет это –
Пусть мама играет на виолончели.
У Миры Наумовны, конечно, есть и звание, и другие официальные знаки
признания, но главное не это, а любовь близких, слушателей и друзей.
Б.НАДЕЖДИН-МАКСИМОВ.
***
ТОЛЬКО РАЗ БЫВАЕТ В ЖИЗНИ ВСТРЕЧА…
(Ивановская областная газета «Рабочий край», 11 сентября 2004 г.)
… Голос дивный, чудного тембра парил, замирал, истаивал – высокий тенор. Он звучал на фоне гитарного аккомпанемента, и вторила ему виолончель – бархатно, прелестно. Как встретились они, какой случай свел этих двух людей – доцента Ивановского химико-технологического университета и профессионального музыканта? Но чудо произошло и породило прекрасный дуэт.
Это был вечер романса. Исполнители – кандидат технических наук, лауреат международных фестивалей и конкурсов вокалистов Александр Сибирев и заслуженный работник культуры, лауреат премии городской администрации «Триумф» Мира Шершова. Звучали шедевры русского романса – «Я встретил вас», «Ямщик, не гони лошадей», «Не уходи» и многие другие. Казалось бы, запетые и надоевшие произведения, но с первых же звуков певец захватил внимание слушателей, потому что невозможно было не ответить сердцем на искренность и душевность его пения. Александр Сибирев очень своеобразно подходит даже к самому тексту романсов, импровизирует и мелодию, и ритм, но делает это с таким вкусом и шармом, что профессиональное ухо прощает ему эти вольности.
Певцу крупно повезло с партнершей: музыкант такого ранга, как Мира Шершова, без труда следует за всеми изгибами прихотливой фантазии исполнителя. Ансамбль артистов безупречен, а ведь они вместе играют не так давно! Говорить о звуке виолончели Миры Наумовны можно долго: красивый, блестящий, теплый, матовый, проникновенный – подойдет любой эпитет. Особенно хочется отметить поразительное соотношение тембров голосов гитары и виолончели – пиршество для музыкальных гурманов.
Аранжировки нескольких романсов талантливо выполнила Валерия Сабурова, остальные принадлежат перу Юрия Ефимова.
В концерте принимала участие известная ивановская поэтесса Галина Сорокина – лауреат премий «Триумф» и имени Марка Малютина.
Концерт проходил в рамках международной научно-технической конференции «Текстильная химия – 2004» и гости Иванова признались, что этот концерт – одно из самых приятных впечатлений от нашего города.
Наталья КРИВОРУЧКО.